Кто мало любит?

Кто мало любит?Это Библейское чтение открывалось очень сложной темой, темой цены прощения. Поскольку я беру информацию о теме из публичного источника, с одного из немногих сайтов рекомендованных к использованию студентам духовных семинарий – портала «Библия-центр», то очень интересно наблюдать, как ничего не искажая, но просто грамотно поступая с цитатами, редакторы направляют наши эмоции в нужное русло. Вот к примеру, сегодняшняя цитата взята не целиком (что довольно типично), но притча из которой она взята чуть более тщательно, чем обычно, спрятана за рядами ссылок, чтобы случайно забредший именно сегодня на сайт читатель не начал свое знакомство с библейской историей именно с нее. Почему? Прочитав притчу целиком, вы поймете. Очень сложная для современного видения сцена, я даже не побоюсь такого слова – отталкивающая. При поверхностном взгляде Иисус здесь представляется довольно самодовольным и заносчивым персонажем. Посудите сами…

От Луки Святое Благовествование

Глава 7, стихи 36-50

36 ПРОЩЕННАЯ ГРЕШНИЦА

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возле

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;

45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Для должного восприятия этой притчи современному человеку, нужно постоянно напоминать себе о том, что действие происходило в те времена и на такой земле, где быт и традиции существенно отличались от современных. С другой стороны, иерархических игры существовали всегда, и вот в этой части мы как раз не сильно отошли от наших дальних предков. Как жили испокон веков «по понятиям» так и живем. Формы разные, а суть одна.

В те времена налить гостю воду для омовения ног значило оказать ему почесть. Люди ходили по песку, а песок имеет неприятное свойство забиваться между пальцами, под ногти, в мелкие ранки, принося дискомфорт. Воды было мало, вода, тем более для ванны, считалась роскошью, примерно как сейчас в современных домах роскошным угощением для дорогого гостя считается хороший коньяк или виски многолетней выдержки. А вот лежали все, вне зависимости от статуса. Сидеть под палящим солнцем трудно, да и не больно удобно, отсюда и привычка чуть что – на бочок. Это сейчас у нас слово «возлежать» воспринимается в контексте «развалится», а потому осуждаемо. Тогда это было конечно не так.

Иисус пришел в дом к фарисею, человеку обеспеченному и знатному (а высокое социальное положение во все времена накладывало обязанность соответствовать), а тот сомневаясь в его, как бы сейчас сказали «компетенции» не посчитал своим долгом уважить гостя. Что тем не менее не помешало ему завести разговор о том, что его интересовало. Иисус это заметил, а тут еще представилась возможность поучить красиво заносчивого хозяина, на хорошем примере. Странно, если бы у сына Божьего не образовался хороший пример… Иисус и показал, поступил очень мудро и очень по-человечески. Кто из нас показательно не наказывал или не поощрял детей или сотрудников в назидание другим? А потом еще отчитал фарисея, вдруг тот недопонял?

Если перевести слова Иисуса: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; …» на современный язык, то это звучало бы примерно так: «Я пришел к тебе, ты богатый человек, бизнес у тебя, а ты даже стол не накрыл, а вот пришла бедная пенсионерка и принесла мне коньяк, который стоит как половина ее зарплаты. Поэтому я и разговариваю с ней долго, а ты сидишь тут, проверяешь меня «на вшивость», вопросы задаешь. Как-то это не по-людски…». В общем, нормальная ситуация, нормальный разговор. Иисус был Пророком, Сыном Божьим принявшим страдания за людей, но он, простите, не был «лохом».

А что же женщина, что омыла ноги Иисусу, и почему он так расположился к ней? Согласитесь, мы ведь тоже по-особенному начинаем смотреть на человека, если он вдруг сделал для нас что-то очень ценное, что мы совсем не ждали?

Из разговора с подругой, тоже тренером: «Ты представляешь, Лен, приходит девушка и приносит мне прекрасную картину, я просто дар речи потеряла… А она говорит: «Вы вселили в меня веру, что я могу рисовать, и я дарю Вам свою первую серьезную работу!» В чем здесь смысл? Девушка хотела рисовать! Так от чего не рисовала? Мы не знаем насколько тернист и труден был ее путь к краскам и кистям; может ее все детство по рукам били? А моя подруга каким-то образом сумела дать этой девушке очень много именно в ее масштабах. И в ответ родилась картина. Нет, скажу по-другому… Родилась художница! Это дорогого стоит, а уж насколько трудно было это дать… разве так уж важно?

Любой из нас может дать всякому очень много, в библейском понятии «простить все грехи», главное чтобы это было то, что нужно именно этому конкретному человеку! Ни нам, ни обществу, не из абстрактного представления о счастье и пользе… И тогда этот конкретный человек возлюбит тебя всем сердцем. Получить то, что ты чаешь сильно и страстно – чудо, которое с нами случается очень редко.

Иисус это и стремится нам донести: дело тут не в прощении, дело в том, сколь сильно человек хочет обрести желаемое, и на что готов ради этого? Заметьте, в притче ни слова не сказано о том, действительно ли грешна женщина. Это преподносится нам как факт, причем факт со слов фарисея. Иисус тоже не разбирает грехи женщины, он по сути говорит ей: «Если ты так стараешься и так веришь, ты это получишь!» Вроде бы ничего нового, да? И кстати так ложится на современное: «верь и все получится!», воспетое многими современными «пророками». Однако от внимательного читателя не укроется, что и здесь, также как в притче о работниках в винограднике, дается лишь тому, кто работал! Вы же не будете отрицать, что омыть и вытереть ноги это работа?

Вообще тема труда и как следствия получения благ красной нитью проходит по всей Библии. А уже что это за блага – динары или прощение, на этом сильного акцента не делается. Подразумевается, что благо то – что ты хочешь.

Как всегда больше всего сбивает с толку ключевая фраза библейского отрывка. Это вообще очень характерно для Библии. Фраза: «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». Сколько раз слышала эту фразу от людей и каждый раз они пытались «приделать» к ней либо зарвавшегося мужа, которому «спускается с рук» уже бог знает какое по счету избиение. Либо обнаглевшего в абсолютной пресыщенности ребенка. Помню как на семинаре «Деньги» женщина буквально рыдала от обиды, что прощенные родственникам огромные долги, никак не способствуют улучшению отношений. Что сразу бросается в глаза в этих примерах? Неравномерность, неразумность поступков.

Библейская фраза очень выверена, в ней ни одна часть не может существовать без другой. Это своего рода верификатор, как следует поступать с человеком, прощать ли, давать ли и сколько. «Прощаются грехи ее многие…» - тут Бог дает нам понять, что ограничений в добре нет. «… за то,..» - тем не менее условие существует, нельзя прощать или давать совсем уже без условий! «... что она возлюбила много» - спросите себя, тот человек, которого Вы хотите простить или облагодетельствовать, много ли сделал добра, хорошо ли потрудился, сильны и искренни ли его чувства? И если да, то в силу вступает вторая часть фразы – указки. «…а кому мало прощается, тот мало любит…». В ней Бог разрешает нам быть щедрыми и великодушными с такими людьми, теми кто «возлюбил много». Потому что не возблагодарить того, кто честно заслужил, щедрой оплатой, значило бы также поступить недостойно, не по-божески, а еще разочаровать человека, тем самым создав почву для обиды. Так Библия учит нас быть щедрыми! Но не со всеми! А чтобы мы об этом не забыли, он ввел в притчу жадного и негостеприимного фарисея…

Елена Шубина

 

Ваши комментарии: