Начни сначала

Шубина ТОПЯ часто слышу: что там в этой "телеске" такого сложного? Какая у вас там может быть теория? Прикасайся да крути конечности, вот и вся работа!
Встречается, когда задают вопросы «можно ли вступить в программу с середины, потому что где-то у кого-то учились или проходили тренинги, или "читали в ВУЗе".

Думаю, Вам понятно, что первое слышать, как минимум, досадно. На второе мы отвечаем: нет! Потому что в программе нет общеобразовательных предметов, за счет которых можно "скосить срок" в ВУЗе. Причем, на первом модуле мы формируем одно из самых важных для практической школы: понимание сути деятельности и язык понятий, на котором потом мы будем общаться друг с другом и подготовленный нами специалист - с другими специалистами. Если человек пропускает первый модуль, он, как правило, плохо понимает, о чем мы говорим дальше, с какими явлениями встречаемся, какие действия производим; путается в причинно-следственном ряде и из-за этого привносит в работу много субъективизма и мистификации.


Наши обучающиеся иногда удивляются, откуда в программе столько теоретического материала. Говорят: нас этому не учили (у кого-то)! Спрашивают, а как же другие (кто-то) работают без этого, и нужно ли это знать телесному терапевту?
Отвечаю, что оценивать работу других сложно, но есть разница между "делать" и "понимать, что делаешь". Много людей прекрасно работает руками, но не понимают, как им удается достичь того или иного результата. Это приводит либо к мистификации, либо к профанации. Человек думает, что обладает сверхспособностями, если, например, чувствует, куда нужно положить руку на тело человека. А на самом деле, этот навык ставится на второй день обучения, а к середине курса у нас люди безо всяких "божественных провидений" способны видеть карту напряжений даже за несколько метров у стоящего или движущегося человека, причем в одежде. К концу курса нормой считается уметь определить линии напряжения, т.е. куда оно направлено и откуда идет. Нормально уметь видеть хроническое напряжение, например, по фотографии человека.
Что нам в этом помогает? Знание физики, биохимии, психофизиологии, анатомии; понимание, как это все связывается между собой; а также наблюдательность и опыт.

Может быть и обратный вариант. Человек на самом деле правильно видит и чувствует напряжение, но боится в это поверить, поэтому всячески старается подавить в себе "сверхспособности" или "нечистые способности" (и такое слышала). А если бы знал начала сопромата, то, что студентам в первый час лекций в институте объясняют, не усматривал бы в этом ничего особенного. Ведь никого не удивит, что человек видит кривую стену здания или неровность поверхности стола? А тело ведь тоже материя, правда?

Сейчас каждая группа по окончании семинара сдает зачет. Он позволяет быстро определить уровень усвоения материала и подвести итог двух или четырехдневной работы. Оценки за зачеты не ставятся и на итоговую сертификацию они не влияют, но нам сразу понятна и степень ответственности человека, и уровень владения словом и письменной речью, и его пробелы в знаниях, в общем. На следующем модуле мы это учитываем, делаем акцент на том, что не усвоено. Мы никого не заваливаем, но и спуска не даем.
Здесь я исхожу из своего понимания отношения к делу. Иногда смотрю на врачей и думаю: а что, если этот врач, который сейчас ставит диагноз моему ребенку или маме, лекцию по этой болезни... прогулял? Не думаю, что кто-то бы хотел встретить такого врача в такой ситуации. Телесная терапия, конечно, жизнь человека в руках не держит, но это не значит, что ответственности здесь меньше. Верно?

Елена Шубина

Ваши комментарии: