Ручки золотые... Немного о постановке рук

1442tЗачем телесному терапевту нужны руки? Странный вопрос, правда? Ну, телесный терапевт, руки... конечно, нужны. Именно в таком варианте обычно я и получаю ответ на этот, только на первый взгляд кажущийся простым, вопрос. А дальше слов "надо" – не идем. Почему? Чтобы понять, зачем они все-таки нужны, понаблюдаем за работой специалиста.

Вот два человека разместились на полу. Или один на массажной кушетке, другой рядом (сейчас все больше телесников предпочитают обслуживать клиента именно на ней). Клиент только на первый взгляд расслаблен и готов к терапии. В реальности, десятки незримых нитей – напряжений пронзают его тело, образуя связки между узловыми точками – блоками, искривляя положение тела в пространстве, заставляя его неестественно прогибаться в пояснице или удерживать спину на острие лопаток, закидывать голову назад, чтобы не так тянула привычная боль в плечах. Второму человеку – терапевту, достаточно одного взгляда, чтобы увидеть и оценить все это. Дождавшись, когда клиент окончательно свыкнется с непривычным для него горизонтальным положением, терапевт неторопливо протягивает руки и касается (только касается) одной или двумя руками тела в каких-то определенных местах. Глубокий вздох – и человек, который еще минуту назад лежал, как на скамейке – зажатый, ожидающий, готовый вскочить в любой момент и убежать, вдруг действительно расслабляется, как будто оседает и уже больше не выглядит "деревянным человечком". Он спокоен, тело лежит на поверхности, полностью отдавшись ей. "Растечься, как желе!" – пожалуй, самая верная метафора. Еще пара минут, и случайному наблюдателю будет казаться, что человек в жизни не знал более удобной постели, чем кушетка или пол и расстеленная под ним циновка. А достичь этого удалось потому, что руки терапевта задали перенапряженным мышцам и связкам нужное направление. Развязали узел, на котором держалась боль...

Что же произошло? Чудо? Экстрасенсорика? Нет! Просто терапевт, оценив всю очевидную для его профессионального глаза асимметрию, надавил именно на те области, которые обеспечили столь неудобное для тела положение. Твердое, но не грубое нажатие, удерживание руки какое-то время на месте, легкая вибрация или толчок – и вот напряжение уже тает, как лед под солнечными лучами, тело оживает, освежается ручейками высвобожденной из блоков энергии. Чтобы увидеть напряжение, руки не нужны. Тут нужны глаза, способные с той же точностью, с какой портной даже за сотни метров разглядит кривую строчку на плохо пошитом костюме, увидеть, где плечевой пояс немного ушел вбок, где плохо проводится дыхание; что левая стопа клиента развернута значительно больше правой и так далее. Это навык замечать детали. Немного практики, внимания, старания, наблюдение за людьми, причем не только в процессе терапии, но и в обычной жизни – и он сформируется достаточно быстро. Год, от силы два, и про вас можно будет сказать: "глаз – алмаз"!

А что же руки? Для чего нужны руки?

Во-первых, для того, чтобы с точностью до миллиметра, под строго определенным углом, с контролируемой силой нажатия, расположить их на теле клиента так, чтобы передать тканям совершенно конкретный сигнал: "Ну, хватит держать! Отпусти!". Чтобы прикасаться именно так, как нужно: с достаточной силой, на правильной глубине. Это требует уже не только чувствительности и знаний, куда именно прикасаться (это рассматривает т. н. "процессуальной карте тела"), но и навыков выносливости, хорошего владения своим телом.
К сожалению, физическая форма многих начинающих терапевтов оставляет желать лучшего. Им трудно не то что правильно распределить нагрузку на руки, но и даже собственное тело удобно в пространстве расположить. Отсюда и "непослушные" руки, которыми трудно работать, совершать разнообразные движения, надавливать или легко касаться поверхности; словом, работать так, как работают профессионалы.

Во-вторых, работа требует определенной дисциплины и тщательного ухода за собой.
В первый же час обучения телесной терапии я, преподаватель с большим стажем, проговариваю железное правило телесного терапевта: на руках ничего не должно быть. Никаких колец, браслетов; даже ногти должны быть максимально коротко подстрижены и не покрыты лаком для ногтей (лак препятствует чувствительности, ощущается как инородное тело). Некоторые принимают условия сразу – это будущие профессионалы. Некоторые и до последнего обучающего модуля лезут к человеку пальцами, унизанными перстнями. По рукам я не бью. Просто знаю: этот профессионалом не станет. Если до сих пор не ощутил, что препятствия на "рабочем инструменте" – руке – банально мешают, значит ничего он не чувствует вообще. А еще не дал Бог главного – уважения! К традиции, в которой работаешь, к человеку, доверившему тебе себя. В приличном заведении даже официанта с длинными ногтями на работу не выпустят. Что уж говорить о тех, кто будет прикасаться к лицу? Данный вопрос – вопрос этическо-эстетический. Прослушал правило, все равно эстетическое начало подскажет всю неуместность украшений там, где мы обнажаем суть и боль человека. А если и эстетический барьер не сработал, то остается надеяться на сознательность ученика. Хотя, если ее нет в такой мелочи, можно ли надеяться, что будет в другом, более весомом?

Другая сторона вопроса – уход за руками. Тут рекомендации простые – берегите свой "рабочий инструмент". Чем тоньше кожа, тем лучше проводимость энергии и, опять же, чувствительность. Значит, не надо лишний раз таскать тяжелые пакеты из магазина, с врезающимися в ладони ручками; избегайте грубой физической работы, почаще делайте себе питательные маски для кожи рук, зимой обязательно смазывайте кожу кремом. Не представляете, как можно не носить пакеты? Учитесь лучше, будете больше зарабатывать. Телесные терапевты – не бедные люди, могут позволить себе такси до дома.
Много вопросов возникает насчет постановки рук. Фраза эта известная, несущая в себе элементы некой таинственности, приобщенности к неведомому. Помню, как лет 10 назад в Москву приезжала знаменитая Мерион Розен (создательница одноименного метода), и я, тогда еще совсем начинающий телесник, но уже известный журналист, брала у нее интервью. В какой-то момент, воспользовавшись паузой в беседе и доброжелательностью Мастера, я, затаив дыхание, попросила: "Госпожа Розен, поставьте мне руки!". Мерион, великая искусница, но и иллюзионистка, взяла мои руки в свои и, секунду подержав, развернула ладонями вниз, опустила на колени. Нажала сверху. И кивнула: мол, порядок, руки стоят. О'кей? Я опешила. Я ждала, конечно, совершенно другого. Но с годами поняла, что именно имела в виду Мастер. Поставленные руки – это не владение приемами и даже не особая чувствительность кожных рецепторов. Тело другого человека может только тогда отреагировать на руки терапевта, когда от них исходит уверенность. А эту уверенность нельзя поставить, ее можно только наработать с практикой. Хотя, если попытаться правильно объяснить...

Для того, чтобы руки работали легко и слаженно, не перенапрягались и не уставали в работе, чтобы лучше чувствовать каждый посыл, идущий от тела, и своевременно, не задумываясь, отвечать на него нужным сигналом, нужно, чтобы кисть терапевта двигалась свободно, была хорошо развита ее подвижность и мелкая моторика. Чтобы этого достичь, а также автоматически изменять характеристику контакта, в зависимости от динамики процесса, необходимо, чтобы предплечье, локоть, плечи были расслаблены, суставы – здоровы и подвижны, плечевой пояс – в хорошем состоянии, подвижность корпуса не ограничена неудобной позой терапевта. Попробуйте сильно напрячь хотя бы запястье и понаблюдайте, что будет с вашими кистями. Пальцы скрючатся, как у бабы Яги. Напрягите локоть – и это существенно ограничит подвижность не только кисти, но и всей руки. Таким образом, успех в работе руками зависит вовсе не от мастерства движений, а от умения жонглировать расслаблением-напряжением всей верхней половины тела в зависимости от поставленной задачи. Те особые, "космические" ощущения, которые испытывают мои клиенты и за которые ко мне хотят попасть на прием сотни людей, достигаются не столько ловкими движениями пальцев, сколько умением задавать импульс их движению из всего тела, управлять мышцами рук и плеч.

Что же касается непосредственно постановки рук. Подумайте, что значит поставить что-то на что-то? Допустим, вазу на стол. Представьте себе это. Вы берете вазу, доносите ее до стола, аккуратно прикасаетесь днищем к поверхности и... Вы отпускаете вазу, ведь так? Вы больше не держитесь за нее, потому что знаете, что теперь она стоит на столе. И никуда не денется. Вы также не поправляете ее каждую секунду, чтобы убедиться, что с ней все в порядке.
Так же ставятся и руки! Если вы способны поднять руки, положить их на тело другого человека, далее – отпустить, т. е. не напрягаться мышцами плечевого пояса, а в идеале – всего тела и оставить их там просто лежать неподвижно... Просто лежать неподвижно, как будто вы их положили и отошли в сторону. Не задумываться о том, не слишком ли сильно и насколько правильно вы давите, не отвлекаться, не ждать, когда же это закончится, а при этом еще и чувствовать и ощущать совершенно автономными на тот момент кистями, как реагирует на прикосновение тело. Ощущать жесткость, плотность, неровности, дыхание. Чувствовать напряжение, ожидание, настороженность или иное состояние человека. Если у вас это получается, значит у вас поставлены руки! И этот навык останется с вами навсегда. Его можно усовершенствовать, а вот потерять – уже вряд ли. Одно из важных: положив руки, не надо суетиться! Работа с телом не терпит суеты.
Вот собственно и все, что касается рук и их постановки. Остальное – уже премудрости владения ими, знание проблемной карты тела и динамики процессов. Этому мы обучаем на долгосрочной программе по телесной терапии.

А вот поучиться ставить руки самостоятельно может каждый. Это хорошее упражнение для саморегуляции, ведь класть руки и расслаблять поэтапно запястье, предплечье, локоть, плечо, плечевые суставы, шею, позвоночник, можно не обязательно на тело другого человека. Можно и на свои колени. Или даже на стол. Дышать в этом случае нужно ровно, умеренно глубоко и слушать себя. Состояние глубокого покоя гарантировано.

Елена Шубина

Ваши комментарии: