Чужую беду… расставлю и отведу!

549Телесная драматизация (она же: телесная драма, телесное мизансценирование и драматизация, телесно-драматическое расстановки, ТОП-расстановки).

Телесное мизансценирование и драматизация-один из инструментов работы телесного психотерапевта. В основе метода лежат идеи о том, что любая проблема человека может быть выражена им в виде позы, жеста, движения или комбинации фигур, и каждая проблема имеет представительство в некой точке пространства, почувствовав которую, мы можем как войти в проблему, так и выйти из нее. В телесной драме за основу берется значение жеста, позы, движения и пластики, а также непосредственной анализ пространственной комбинации фигур, построенный на знании основ геометрии и психологии пространства.

Телесная драма – инструмент для групповой работы. В редких случаях, при подобающем мастерстве терапевта, удается провести этот процесс в индивидуальной работе с клиентом, при помощи предметов и задействуя т. н. «звенящие точки» пространства. В то же время плюс телесной драматизации в том, что однажды разрешенная с ее помощью проблема не требует дальнейшей проработки, результаты легко устанавливаются в жизни, работа согласуется с принципами экологии, а среди клиентов, прошедших именно этот процесс терапии, крайне малый процент рецидивов.

Телесная драматизация предназначена для решения социально-личностных проблем человека. Это внутренние конфликты, борьба между такими категориями, как долг и желание, разум и чувства, стремления и страхи... Или конфликты между людьми, сложные клубки человеческих чувств, мотивов, целей, потребностей и смыслов. В проводимых процессах особенно хорошо видны стереотипы поведения людей и отношения с миром. В ней ситуация разрешается почти мгновенно, а катарсис происходит благодаря уникальной возможности увидеть себя со стороны и побывать в роли каждого из участников своей истории. Это способ увидеть мир таким, каким он является на самом деле. Это процесс избавления от иллюзий и период радостных откровений.

В телесном мизансценировании немало жанров и стилей. Различают статическое мизансценирование, где человек выстраивает в пространстве определенную мизансцену из одного или нескольких участников тренинга и, как в детской игре про «море волнуется раз», предлагает фигурам замереть. Даже поверхностный взгляд на получившуюся скульптуру позволяет увидеть, что в ней особенно дисгармонично, и найти оптимальный способ улучшения комбинации, за которой стоят истинные отношения людей друг к другу. Динамическое, где участникам после выстраивания исходной мизансцены позволяется двигаться и всячески изменять позы. Аутентичное мизансценирование, где участники выстраивают нелепую, на первый взгляд, композицию, активизирующую работу бессознательного и позволяющую каждому наблюдателю увидеть в этой композиции проекцию своей проблемы или истории. Любой из этих процессов можно использовать как инструмент диагностики, а можно как конкретный способ решения проблемы.

На помощь желающим побольше узнать о тайных сторонах своей души приходит аналитическое статическое мизансценирование. Здесь группа анализирует значение любого микрожеста, позы или навязчивого движения. Нередко смысл совершенно обыденного жеста лежит далеко за пределами привычных интерпретаций и понимания. Так, прикладывание руки к груди с целью показать свою искренность при детальном разборе может оказаться жестом абсолютного уничижения или попыткой скрыть агрессивные порывы. А привычка красиво держать между пальцами зажженную сигарету тайным желанием показать обществу «фигу». Тело, ограниченное, как и психика, определенными морально-нравственными запретами, не всегда может позволить себе открытое выражение чувств. А вот спрятать в социально приемлемом и даже одобряемом жесте негативное проявление… это очень даже можно. От этого становится понятно, почему некоторые «душа на распашку» люди интуитивно не вызывают у нас доверия, а внешне холодный человек располагает к откровению и близости. Чтобы понять, что скрывается за внешне безобидным микрожестом, его необходимо усилить. Как именно и что с этим делать дальше  - покажет терапевт. Все не так просто! Для получения правильного ответа необходимо научиться слушать тело, видеть картину напряжений и блокировок. Зато как неожиданно и освобождающе откровение! Соединившись с теневой стороной себя, мы обретаем Гармонию!

Под телесной драматизацией мы понимаем своеобразный психодраматический театр. Это похоже на психодраму Морено и системную терапию по Хелленгеру, но имеет совершенно иную смысловую и концептуальную платформу. В ней намного больше свободы, чем, скажем, в классической психодраме. Нет типичной схемы работы, как у Хелленгера. Больше уделяется внимания не проигрыванию и проживанию, а анализу происходящего. Временами ведущий напоминает нам не психолога, а математика, настойчиво решающего сложную геометрическую задачу. Участники привыкают не только играть, но и глубоко прислушиваться к себе. Не совершать бесцельных действий, а принимать ответственность за каждый совершенный поступок (действие - в драматизации). Поэтому телесная драматизация особенно полюбилась людям логического склада ума. В ней есть то, чего так не хватает Хелленгеру – строгое и рациональное объяснение, ответ на вопрос – почему? Более того, чтобы понять закономерности течения процесса, не надо долго учиться. Достаточно начертить на бумаге геометрическую фигуру и вспомнить задачки из пятого класса средней школы. И все сразу становится понятно, настолько просто, что хочется смеяться - и как до этого нельзя было догадаться?

Это, разумеется, не значит, что стать ведущими телесных драм может каждый. Первичное обучение может стать лишь ступенькой к освоению этого сложного дела. Телесная драма может стать великолепным инструментом практического психолога, бизнес-тренера и руководителя, так как позволяет увидеть слабые и сильные стороны больших решений, спрогнозировать и выявить оптимальный путь развития событий. Вероятно, это терапия будущего, где удивительным образом сплелись чувства и разум, проживание и решение проблемы, задействуются ресурсы рационального сознания и глубинного бессознательного, иррациональная вера в чудо и принятие ответственности за собственную судьбу.

Тренинги по телесной драматизации – увлекательное и красивое действо и одновременно – сложная работа – «пища для ума». Отсидеться здесь не удастся! Даже если вы пришли с мыслью просто понаблюдать за процессом со стороны, групповое терапевтическое поле все равно вовлечет вас в себя. Поэтому даже рядовые участники группы, не заявляющие собственных проблем и не участвующие в драматизации непосредственно, замечают некоторые положительные изменения в жизни. Вероятно, это связано с тем, что телесная драма обладает теми же возможностями, что арт-терапия и психодраматический театр. Исцелению способствует эмоциональное переживание происходящего на этой маленькой сцене, являющейся непосредственной моделью самой жизни.

Бывали ли случаи реального исцеления? Безусловно! Неоднократно мы «расставляли» не только проблемы, но и болезни участников, работали с депрессивными состояниями и последствиями глубинных психотравм. Эффект всегда был положительный. Уходили болезни, менялся взгляд на собственные проблемы, переживалось и закрывалось то, что мучило годами и десятилетиями.

В каких случаях нужна телесная драматизация и мизансценирование?

  1. Острые конфликты, ссоры, споры, невыясненные отношения с людьми.
  2. Неприятие определенных сторон жизни, невозможность увидеть себя в контексте тех или иных ситуации. (К примеру: «Я и деньги», «Я и ответственность», «Я и должность»)
  3. Конкретные страхи, травмы, болезни, переживания.
  4. Потеря цели, ориентиров в жизни.
  5. Необходимость принять сложное решение, проблема выбора, бизнес и стратегические задачи.
  6. Разобщенность частей внутреннего «Я», внутренний конфликт, неспособность договориться с самим собой, непонимание причин мотивов своих поступков.
  7. Потребность в активизации ресурса бессознательного, выход на новый уровень для решения творческих задач.

Елена Шубина

Ваши комментарии: