Перинатальное воспитание и поддержка грудного вскармливания

512Вопросы перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания на рубеже тысячелетий приобрели особую актуальность для россиян. От решения этих вопросов зависит, будут ли грядущие поколения здоровыми и будут ли они вообще.

Внутриутробный и ранний периоды жизни человека — самая важная часть его жизни в том смысле, что именно в это время закладывается фундамент физического и психического здоровья на все оставшиеся годы. Состояние здоровья ребенка на этих этапах развития самым тесным образом связано с его психологическим комфортом.

В свою очередь психологический комфорт младенца определяется благополучным состоянием женщины-матери во время беременности, родов и, что чрезвычайно важно, в период грудного вскармливания. Исключительное грудное вскармливание, являющееся основой физического и психического здоровья детей, в наибольшей степени зависит от психологической поддержки, получаемой кормящей матерью от окружающих. Но, к сожалению, психологические особенности беременной и плода, роженицы и новорожденного, кормящей матери и грудного ребенка, зачастую, не учитываются ни членами их семей, ни специалистами медиками.

Медико-демографическая ситуация в России конца XX века характеризуется целым рядом неблагоприятных тенденций: снижением рождаемости, ростом младенческой и детской смертности, высоким уровнем материнской смертности.

Затрудненное внедрение вышеперечисленных прогрессивных программ связано прежде всего с отсутствием необходимых для этого немедицинских форм работы, таких как «центр перинатального воспитания» и «группа поддержки грудного вскармливания», в которых работают специалисты новых профессий: психологи-перинатологи, инструктора дородовой подготовки, консультанты по грудному вскармливанию и инструкторы по уходу за новорождённым и грудным ребенком. Кроме этого, немаловажной причиной является недостаточная информированность родителей и потенциальных родителей по вопросам здорового зачатия, вынашивания, рождения и вскармливания ребёнка, а также ухода за ним в период новорожденности, в грудном и раннем возрасте.

Сегодня весь цивилизованный мир осознал важность психологического комфорта матери и ребенка грудного и раннего возраста для сохранения и укрепления их здоровья, а в связи с этим и важность просвещения и обучения родителей, матерей и членов их семей. В связи с этим во многих странах широко распространены немедицинские формы работы с беременными, роженицами и кормящими матерями. В Голландии, Дании, Англии, США, Канаде и др. странах работает широкая сеть немедицинских центров дородовой подготовки и перинатального воспитания, а также материнских центров, в которых проводят «роды без вмешательств», т.е. женщина получает возможность рожать самостоятельно. Во многих цивилизованных странах распространено ведение родов на дому. Это способствует сохранению психологического комфорта матери и ребенка, делает течение родов естественным и снижает вероятность многих осложнений, ожидающих женщину в родильном доме. Широко проводится работа по поддержке и поощрению грудного вскармливания. Её ведут Международная Молочная Лига (LLLi), ИБФАН (IBFAN), ВАБА (WABA), являющиеся общественными немедицинскими организациями.

Чтобы создать оптимальные условия для развития ребенка, ведется широкомасштабная исследовательская работа, создаются лаборатории и центры, изучающие психологию перинатального и раннего возраста. Предметом серьезного изучения являются связи новорожденного с матерью, проводятся также исследования отдаленных последствий неблагополучных родов, внутриутробного стресса и неправильного ухода за ребенком в первые месяцы жизни и т.д. В этом направлении проделывается колоссальная работа, о которой в России зачастую ничего неизвестно не только родителям, но и специалистам. Нередки случаи, когда и педиатры, и гинекологи оказываются некомпетентными в указанных вопросах.

Основой здоровья и полноценности будущих поколений являются благополучная беременность, естественные роды и грудное вскармливание. Обеспечить эти важные моменты можно за счет популяризации знаний по перинатальной психологии, грудному вскармливанию, психологии новорожденного и грудного ребенка, психологии беременной и т.д., а также обучения матерей и родителей практике грудного вскармливания, уходу за новорожденным, грудным ребенком и ребенком раннего возраста. Популяризировать знания и доносить их до будущих и состоявшихся родителей и является задачей психолога-перинатолога.

 Анастасия Разорвина

 

Ваши комментарии: