Как воспитать маленького творца?

Как воспитать маленького творцаОт дымовой завесы в квартире резало глаза. Сквозняк, возникший в результате настежь распахнутых окон, гонял по полу бумаги, в которых я с ужасом узнала страницы распечатанного к завтрашней конференции доклада. У двери притулился полиэтиленовый пакет, из которого на паркет угрожающе вытекало что-то красное. Варенье? Так и есть. Разбили банку.

На мой окрик из кухни выскочили дети. Кажется, на двое больше, чем я произвела на свет. На их вымазанных в муке мордашках было написано вселенское удовольствие. «Мамочка!»,- завизжали дети,-мы испекли тебе торт!». На столе действительно стояло что-то черное, измазанное сгущенкой и украшенное живыми цветками бабушкиной азалии.

Я стояла, смотрела на все это безобразие, пытаясь придать моменту серьезности, а лицу – строгость, а щеки предательски расплывались в улыбке. В их возрасте я делала то же самое. И меня никогда за это не ругали, как не отругаю их и я. Хотя, конечно, возмущусь, поохаю для видимости.

А вот тех, кого ругали? Что стало с ними?

Несколько лет назад у меня работала девочка Леночка. То есть, конечно, не девочка уже, Леночке было что-то около тридцати, хотя выглядела она с натягом на двадцать. Леночка работала секретарем, и это несмотря на два высших образования. Когда я поручала Леночке сделать какой-нибудь рекламный макет, элементарнейший, сложить из двух, уже имеющихся, один, она напрягалась, бледнела и просила точно показать ей, что именно и откуда надо перенести и куда. Я злилась, брала и показывала, в результате макет оказывался уже сделан мною в процессе объяснения, так что Леночке оставалось только сохранить и закрыть файл. Любое, даже минимально творческое задание не давалось Лене в принципе. При этом она была очень хорошим исполнителем и могла бы, наверное, стать лучшим сотрудником какого-нибудь архива или бюро. Но мне нужен был творческий работник, и в результате мы расстались. Всю глубину Леночкиной проблемы я осознала чуть позже, когда случайно встретила бывшую секретаршу в кафе торгового комплекса. За соседним, от моего, столиком сидела пожилая дама, напротив нее, как две капли воды похожая на нее – Лена, и дама ее громко отчитывала: «Елена, мне за тебя стыдно! О чем ты думала, когда подбирала этот ужасный комплект. Разве ты не помнишь, я еще в детстве просила вызубрить наизусть несочетаемые цвета гардероба?». При этом ничего такого неподходящего друг другу на молодой женщине не было, на мой взгляд… Просто Ленина мама была из тех людей, кто своим железным авторитаризмом блокирует в своих детях одну из самых важных для человека способностей. Способность к творчеству!

Не изобретай колеса, иди дальше!

Творчество! В самом слове заложено божественная суть этого состояния. Бог, которого иначе называют Творцом, создателем Вселенной, наделил нас этой способностью, чтобы таким образом подарить каждому свою искру и дать шанс постичь одну из своих ипостасей. Согласно древней легенде, каждый кто сумеет продвинуться в творчестве настолько, что создаст то, чего не существует во Вселенной, тоже станет Творцом и станет на одну ступень ближе к Богу. Согласно этой же легенде последним Творцом получившим такое право был изобретатель колеса. Много было в природе того, чего катилось и перекатывалось, но не было ничего такого, что бы имело ось, обод и спицы. Так что, у каждого из нас есть шанс стать следующим за ним.

Не стыди!

Согласно психоаналитической теории, первыми продуктами творчества ребенка являются его… экскременты. Чем можем, как говорится… Поэтому крошку, у которого хорошо работает кишечник,надо хвалить, а не морщиться и говорить: фу! И особенно нельзя стыдить! Стыд и творчество – энергии сугубо противоположные. Поэтому, согласно все той же психологии, людям, которым свойственно глубокое и, как правило, ничем не спровоцированное чувство стыда (то есть, чего именно стыдиться, они придумывают сами),очень тяжело дается какое-либо творчество. И наоборот – творческому человеку стыд не ведом. Может быть, знакомо разочарование, сожаление, отчаяние, но не стыд.

Творчество – движущая сила эволюции. Именно благодаря ему мы развиваемся и движемся вперед. Здесь надо сказать, что творчество – это, конечно же, не только рисование или пение. Творчеством является все, что делает человек не так, как другие. Все, в основе чего лежит уникальная авторская идея, даже если идея не является чем-то экстраординарным, как действие либо процесс. Что бы ты ни делала – сама, будь то упаковка подарка или сочинение мужу стихотворной смс-ки, открытие принципиально нового вида бизнеса или украшение пирога, все это – творческие прорывы. И чем их больше в твоей жизни, тем прекраснее и интереснее твоя жизнь.

Отсюда вывод: помогая ребенку развиться в творчестве, мы вкладываемся в его будущее. Пусть он не станет великим музыкантом, писателем, поэтом. Зато, может быть, ему не будет равных в создании компьютерных программ или строительстве домов? Пусть пока единственные дома, которые он строит, это домики из коробок из-под твоих туфель.

Хвали и поощряй!

Говорят, что ребенок рождается уже наделенный искрой Божьей, то есть изначально творить он умеет по определению. Проблемы возникают потом, когда родители категорически отказывают принимать малыша с его творчеством либо недостаточно поощряют его. Нарисовал, к примеру, ребенок красивую, в его представлении, картинку, тащит маме, хочет одобрения. А для мамы это не картинка, а мазня, чем она, собственно говоря, и является, если взять во внимание возраст и художественные способности ребенка. «Очень хорошо!»,- холодно говорит мама, хотя на ее лице красноречивее всяких слов написано: «Какой ужас!». Маме, конечно, хочется, чтобы у нее трехлетний ребенок рисовал, как Микеланджело… И ребенок это понимает, забивается в угол, переживает – я сделал что-то не то. В следующий раз он вообще ничего не нарисует или возьмет картинку из книжки, приложит к окну и срисует по контурам на другой лист. Мама будет довольна, а ребенок… Ну, что ребенок? Пополнит ряды тех, кто живет и действует по схемам, принеся в жертву творчество ради получения одобрения и высокой социальной оценки.

Потом такие люди, конечно, очень страдают. Все, где не предусмотрено действие по схеме или в заранее заданном формате, дается им с огромным трудом и отнимает львиную долю душевных сил. Находится рядом с таким человеком очень тяжело. Порой мы не можем понять, какой блок стоит у них внутри и мешает сделать хотя бы один шаг от заранее оговоренной схемы. Ответ, как и в уже приведенном мною примере, как правило, один и тот же. Эти люди не были должным образом приняты и оценены своими родителями.

Будь внимательна и разделяй!

Иногда дети в своем творчестве переходят на крайние формы демонстративного поведения. Например, начинают разрисовывать стены в квартирах или стены – в подъездах, портить вещи, буквально «насиловать» окружающих своими сочинениями или выступлениями. Такое поведение, как правило, продиктовано не только запретом на творчество, идущим от родителей, и не только его слабовыраженной оценкой, сколько отсутствием внимания к ребенку - в целом. У таких детей в будущем может выработаться демонстративно-истерический стиль поведения и такое же – творчество. Все эти люди, создающие жутковатые, с точки зрения даже современной эстетики, произведения из, мягко скажем, странных материалов, уродливо-провокационный стиль в одежде, деформация своего тела, вплоть до придания себе черт уродства и т.д., всем нам так хорошо знакомо. Безусловно, находятся люди, которые называют это творчеством, но психологи склонны давать этому другие определения. А нам с тобой важно знать только одно – если ребенок готов на все, чтобы привлечь к себе твое внимание – даже изрезать на куски твое вечернее платье и сделать из него костюм бабы Яги, то здесь, как минимум, нужно разделить творческие изыскания ребенка и его потребность в тебе, просто в тебе, как в маме и близком человеке. И удовлетворить его потребность! А вот за испорченное платье если не наказать, то очень строго пожурить и постараться на будущее объяснить, где начинаются и заканчиваются границы личного и неприкосновенного. И в будущем контролировать сохранение этих границ.

Как воспитать Творца?

Психологов часто спрашивают: как сделать так, чтобы развить в ребенке творческую личность. Мой ответ, сформированный годами практической работы и воспитанием собственных детей, звучит как : главное, не мешать и обеспечить всем необходимым. Очень важно почаще задавать ребенку вопросы – чем он хотел бы заниматься - и помогать ему реализовывать свои желания. Бывает, услышав от малыша : я хочу играть на музыкальном инструменте, мы говорим: он не сможет, он у меня неусидчивый, и закрываем для него дверь в мир музыки. Но ведь, с другой стороны, не дав ребенку попробовать, вы никогда не узнаете, получится ли у него что-то или нет?

Так же и со всем остальным. Не решайте за малыша, будет ли он рисовать, лепить, вышивать, собирать модели и делать поделки. Просто оборудуйте его детскую комнату так, чтобы в ней, по минимуму, были принадлежности для самого разного творчества.

Однажды, дав такой совет маме пятилетней девочки, я услышала: «А вы знаете, сколько это стоит?». Я не стала спорить, а просто попросила вернуться домой и посчитать, сколько уже куплено ребенку обычных, не развивающих творчество игрушек? Куколок, мягких игрушек, машинок. Женщина ушла, поджав губы, а вечером прислала мне смс: «Должна признать, вы правы!».

Выбирая ребенку секцию или кружок, убедитесь в том, что преподаватели настроены развивать детей, а не учить тому, как делать это – правильно! Ведь для того, чтобы хорошо рисовать, мало знать законы формы и пространства, надо не бояться выражать свое видение на бумаге. Поэтому хороший педагог по рисованию обычно начинает с того, что знакомит детей с кистями и красками, разрешает рисовать руками, просто мазать и малевать, рвать, пачкать, мять бумагу и только после этого, когда ребенок тактильно и психологически освоит материал, начинает учить тому, что можно сделать из него. Это и есть развивающий подход.

Что же касается «домашнего творчества», то здесь очень важно создание теплой, принимающей атмосферы. Вывешивайте на стены рисунки ребенка, хвастайтесь его произведениями гостям, привлекайте его к украшению еды и дома, продумыванию дизайна хотя бы его, детской, комнаты, иногда делайте что-то руками вместе с ним и будьте щедры на ласку и похвалу. И тогда с полным правом сможете сказать : в моем доме растет маленький творец!

Елена Шубина.

 

Ваши комментарии: