Песочная терапия в помощь психологу и логопеду

Песочная терапия в помощь психологу и логопеду Женя Докудовская – талантливый психолог и врач-логопед из города Новороссийска. За несколько лет успешной работы Женя помогла лучше говорить сотням маленьких и больших пациентов. А все потому, что кроме классических логопедических приемов она не боится использовать новаторские технологии и максимально включать творчество в работу. Сейчас Евгения обучается телесно-ориентированная терапии и уже использует навыки ТОП в своей работе. Надеемся, скоро она поделится с читателями сайта своими наработками. А сейчас мы публикуем ее статью о смежном направлении психотерапии – песочной терапии.

Песочная терапия

– одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет.

Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у де тей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. В самом начале занятий детям объясняются правила игры. Запреты касаются только нанесения телесных повреждений, поломок игрушек и высыпания песка на пол. А что можно? Можно строить и творить! Работая с песком, мы выделяем следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей:

 

  • Коррекция звукопроизношения
  • Звуко-буквенный анализ слов
  • Развитие фонематического слуха
  • Формирование связной речи у детей
  • Работа с ОНР.

 

При отборе материала для автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования, соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов.

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех , которого они достигают в играх , их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания. Грамматические задачи переплетаются с лексическими. Сначала дети выполняют различные фонетически, грамматически и лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.

В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Эти особенности работы с песком позволяют применить песочную терапию на некоторых этапах работы с детьми, страдающими заиканием, так как принцип изучения заикания тесно связан с другими сторонами психической деятельности. Это не только общее речевое поведение, но и эмоционально-волевая сфера ребенка, как неуравновешенность, импульсивность в поведении и речи, трудность в адаптации. Во время занятий с песком ребенок концентрирует своё внимание на предмете, забывая о трудностях произношения.

Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине (психологическая, поведенческая и т.д.) отк азываются выполнять различного рода задания в классическом русле ведения занятия.

Как правило, дети с речевыми расстройствами страдают отсутствием к обобщению, плохо считают, плохо ориентируются в пространстве. Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда , посуда и т.д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

 

Из опыта работы:

 

Занятие на тему « Дифференциация шипящих звуков со звуками сходными по образованию и введение их в разговорную речь».

На занятии присутствуют 2 мальчика Юра (5,5лет) и Валера (5,5лет).Задание детям: выбрать из предложенных игрушек те, в названии которых есть шипящие звуки- «ш», «ж», «щ», «ч».Звуки у детей поставлены и автоматизированы. Выбрав игрушки, дети слушают наводящие вопросы логопеда и, играя в песочнице, сочиняют совместно сказку.

Таким образом, на занятии мы не только занимаемся дифференциацией поставленных звуков, но и обучаем детей составлять предложения, короткие рассказы.

В течении всего занятия логопед записывает предложения детей. Из которых в последствии дети составят сказку.

Продолжением занятия является домашнее задание: повторить сказку и нарисовать к ней рисунки. Цель-закрепление пройденного материала и развитие мелкой моторики рук.

 

Пример сказки и рисунки.

 

Сказка.

В Радужной стране жили-были Лошадка, Пчела, Пожарник, Мистер Жук и Миссис Овечка. Лошадка очень любила копытами копать ямки в земле. Пчела больше всего любила летать с цветочка на цветочек и приносить мёд жителям страны. Мистер Жук и Миссис Овечка любили проводить время вместе. И в солнечную погоду плескались в лужице. Пожарник со своими братцами следили за чистотой и порядком в Радужной стране.

Однажды наступило жаркое лето. Дождевая тучка улетела далеко-далеко от Радужной страны. И в стране наступила засуха. Собрались все жители страны, думать, что делать. Тогда Лошадка стала копать ямку и вскоре нашла ручеёк. Братья Пожарники стали носить водичку из ручейка. Мистер Жук, Миссис Овечка и Пчела стали поливать цветочки… И от совместной работы цветочки очень скоро расцвели. В стране снова стало красиво!

 

Песочная терапия в помощь психологу и логопеду

Песочная терапия в помощь психологу и логопеду

Евгения Докудовская

 

 

Ваши комментарии: