Не спать!

Не спать!Задумывались ли вы когда-нибудь о неуловимой связи библейских сюжетов с нашей современной жизнью? Библейское слово потому называют — живым, что каждая эмоция, каждое состояние, испытанное героями Святого Писания, может быть знакома и нам. Если читать Евангелие, да и многие другие библейские книги, примеряя ситуации их героев на себя, древние тексты начинают оживать, даря удивительное чувство как  сопричастности Абсолюту, так и присутствия Б-га в твоей маленькой личной судьбе.

Сегодня, когда весь мир приближается к Пасхе, необходимо и уместно вспоминать ключевые этапы Христовых страданий (страстей). Мучения Спасителя на кресте были на самом деле лишь завершающим этапом долгого мучительного пути, где физическая боль переплеталась с духовной, и кто его знает, что и в какие моменты было больнее?

Один из самых содержательных сюжетов предпасхальной недели, разворачивается вокруг фигуры Петра — одного из любимых учеников Иисуса. На протяжении всего повествования евангелисты рисуют нам человека противоречивого, импульсивного, ревнивого, страстного, не лишенного амбиций, но и склонного к слабостям. Если внимательно читать Евангелие, то от нас не укроется то, что Иисус благоволил к Петру. В их отношения, как бы сейчас сказали, были размыты границы. Иисус то довольно жестко испытывает ученика, то обещает ему особое положение «пасти овец его». А когда наступает может быть самая тяжелая в его жизни ночь, именно Петра и еще двух своих учеников, он просит о помощи, понимая, что может не справится сам…

О чем же он просит?

Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. Мф 26:38

Кому из нас не знакомо это желание, чтобы кто-то просто был рядом? Мы все становимся сильнее, когда чувствуем, что мы не одни.

Предчувствуя скорую кончину, Иисус молится. Как всякому человеку, ему свойственны боль и страх… К тому же на дворе ночь, а ночью, как известно, нас посещают самые тяжелые думы.

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?

бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мф 26:39—42

Возмущение Христа более чем понятно. Разве в такую ночь можно спать? Но…

И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.

И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.

Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете?

вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; Мф 26:42—4

Обратите внимание, какая характерная для нашего времени тема. Ученичество, не только постижение знаний и особое положение рядом с учителем, но и дисциплина, и труд. В ту особую ночь, когда Иисусу была нужна помощь самых ближних, его любимые ученики  оказались слабы. Их попросту сморил сон. Ни предшествующие тому клятвы в верности, ни многократно явленные Господом чудеса, оказались неспособными противостоять «слабой плоти». Власть сна оказалась сильнее, чем все остальное…

Этот библейский отрывок кажется мне удивительно современным. Более того, неспособность побороть сон, в смысле не сделаться рабом его — кажется мне своеобразной платой за поверхностность, необдуманные решения, слабость духа. Сегодня множество людей спят! У них нет режима, они не умеют рано просыпаться и извлекать из сна максимум пользы. Они отдаются сну с такой страстью, с какой следовало бы отдаваться событиям жизни, а жизнь прозябают в унылом ожидании сна. У них нет подлинных интересов, они быстро зажигаются и гаснут, они все готовы оправдать фразой: «я сегодня плохо спал(а)».

Всем, кому хотя бы минимально близко христианство, кажется возмутительным поступок Петра. «Как можно было заснуть, проигнорировав просьбу Сына Божьего?», говорим мы… Поставьте себя на его место и подумайте, как часто не желая проявить силу духа, вы теряли что-то очень ценное для себя? И пусть Библия на примере Петра показывает нам, что даже приближенным к Богу свойственны слабости. Но также она показывает нам и то, что главное в своей жизни можно проспать. Хотим ли мы, чтобы то, что свято для нас, застало нас спящими?

Испытания Петра не ограничились позорным сном в ночь перед пленением Иисуса. Прямо в соответствии с предсказаниями, он трижды отрекается от Учителя, «прежде чем пропоет петух». Каноническое богословие склонно приписывать этот поступок духовной слабости Петра и страху перед наказанием. Давайте посмотрим на описание этого события в современном синодальном переводе.

Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.

И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.

Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя

Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.Мф 26:69—74

Не знаю, как вам, а мне мое воображение рисует человека растрепанного, сонного, поднятого спозаранку (ведь петухи поют на рассвете), а значит растерянного и слабого не духом, а прежде всего плотью, телом. Мне почему-то так и хочется сказать, что любому, кого разбудили бы за ночь три раза, наутро было бы трудно собраться с мыслями, и многие могли бы сказать в такой ситуации полную ерунду. Но даже если подобная физиологическая тонкость и укрылась от внимания Святых Отцов, а может быть сознательно была ими скрыта, все-таки нельзя отрицать того, что «в здоровом теле — здоровый дух». И наоборот.

И не потому ли, когда на своих семинарах по телесной терапии я вижу людей, которые уже через несколько часов занятий начинают ныть и жаловаться на боли в руках, усталость в спине… Которые упорно игнорируют рекомендации соблюдать режим дня, усиливать физическую нагрузку, правильно питаться, тренировать профессиональные навыки и делать те необязательные, но полезные вещи, которые развивают физически и духовно, я знаю, что прежде чем наступит… третий семинар долгосрочной обучающей программы (три это, видимо, универсальное число для проверки крепости духа), они отрекутся от нашей профессии. Просто уйдут из нее, оправдав себя тем, что это все очень сложно и ища более легкий способ существовать. Они отрекаются от дела, которое могло бы сделать их красивее, умнее, богаче, счастливее и добрее… Потому что они потакают своей лени, а значит плоть побеждает дух.

После Вознесения Иисуса Петр окончательно уверовал в Господа, посвятил всю дальнейшую жизнь служению, сотворил множество добрых дел и чудес, и принял мученическую смерть за веру. И тем не менее, Евангелие не дает прямого ответа на вопрос, как не проспать свою жизнь. Но может быть, Вы найдете его сами?

Елена Шубина

Ваши комментарии: