"Я тебя вижу!"

Я тебя вижу"И говорил Господь к вам на горе из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас.

Второзаконие 4:12"

... сказала сегодняшняя "библейская рассылка" и натолкнула меня вот на какие мысли.

"Я тебя вижу!"

Как часто мы слышим "глас слов" человека и отвечаем на слова его, не пытаясь увидеть его суть. Реагируя на слова, мы всегда рискуем прочитать их со своими интонациями и вынести суждения о них на основания "гласа", который звучит в нашем мозгу. Не потому ли, люди которые все еще стремятся быть понятыми в виртуальной среде, порой "пальцы сбивают в кровь", пытаясь объяснить свои намерения людям, которые их упорно не "слышат"? И так высок процент понимания среди тех, кто друг с другом лично знаком.

Может быть, если личное общение невозможно, надо почаще смотреть на фото человека, с которым ты переписываешься в сети, чтобы хотя бы так компенсировать нехватку "визуального ряда"? Опять же, если у тебя даже не возникает желания посмотреть, как выглядит человек, с которым ты полемизируешь, зачем ты пытаешься ему что-то доказать? Поговори лучше с зеркалом - приятнее будет.

А вторая мысль, об "ущербности" слов, которые приписывают Б-гу, когда они звучат из уст человека. Может, потому, что человек в принципе не может транслировать Б-га, но повторяя Его слова, он невольно примеряет на себя Его образ и от этого возникает ощущение неуместности, как при взгляде на ребенка, который встал на мамины каблуки.

"Алло! Здравствуйте! Это Бог?"

 

В тоже время, несмотря на то, что нам не дано узреть Б-га, мы все имеем в сознании его "архетипический образ".

Очень упрощенно: это образ, прежде всего, мужской, поэтому любые слова в устах мужчины звучат убедительнее, чем в женских.

Это образ "принимающего", поэтому отсутствие в облике или тоне человека намерения принимать, тут же вызывает к нему недоверие.

Это образ "дающего и дарующего", поэтому произнесение слов Б-га без оглашения намерения говорящего "давать и дарить", вызывает ощущение фальши, обмана.

У психологов, да и вообще людей, которые, так или иначе, приближены к "индустрии добра", наработана колоссальная способность изображать понимающего. Чего стоит одна только "поза активного слушателя" - легкий наклон головы вперед и вбок, мягкий взгляд, кивок в нужный момент...

А вот с "давать и дарить", что в переводе на язык нашей души, значит активно участвовать в судьбе другого, обычно большие проблемы. Не зря же одна из самых излюбленных психологических "молитв" - это так называемая "молитва гештальтиста", которая каждым своим словом провозглашает абсолютную безучастность в чем бы то ни было, кроме своего эгоизма.

Когда человек излагающий слова Б-га отказывает другому в самом важном - участии в судьбе, возникает ощущение глубокого обмана. Это рождает целую гамму чувств, от гнева и порыва уничтожить, до желания добиться участия любой ценой, стать его достойным. Вот почему в психологии так велик процент "переносов" и так сильны привязанности определенной категории людей к коммерсантам от "индустрии добра". Эти коммерсанты научились держать клиента на коротком поводке, то давая ему поддержку в виде "слов Б-га", то отвергая своей человеческой холодностью. Это циники с раненой душой, которые прикрываются Б-гом, как щитом, чтобы сделать невидимыми свои очевидные намерения. Но они успешны, в том смысле, в котором социум понимает успех, потому что число людей уповающих на Б-га огромно и за уходящим одним, всегда стоят двое других, готовых выложить к ногам "коммерсанта" все - от денег до собственной души. Секрет их успеха прост, как дважды два. Они много обещают, но никогда не дают. А человеку кажется, что вот еще чуть-чуть и он уже даст. Он же просто не может не дать, после того, сколько они уже заплатили вперед (речь идет не только о деньгах).

Это похоже на игру в автоматы — проигрывающему всегда кажется, что еще один «последний» жетон решит все. Мы с вами знаем, что не решит. Но попробуйте объяснить это игроку, который уже вытряхнул из карманов все, что имел. Точно также трудно объяснить человеку, который годами ходит на «терапию» к одному консультанту и который уже потратил на это «маленькое состояние», что результата не будет. Что если бы он был, то был бы давно. Что опытному специалисту подвластно разобраться с проблемой за одну, максимум несколько встреч, а если твой специалист этого не делает, значит, он либо не компетентен, либо не намерен этого делать вообще.

По этой же причине, люди, которые честно делают добро, участвуют в судьбе другого (читай - работают, не следуя постулатам "молитвы гештальтиста" и не сбрасывая с себя ответственность за результат) намного более уязвимы, чем "коммерсанты". Ведь беря на себя малую часть работы Б-га, которая в общем-то и заключается в том, чтобы "давать и дарить", они берут на себя и то, что обычно полагается "дающему и дарующему" - обвинение и неблагодарность.

Ведь история отношений человеком с Б-гом — это бесконечная история отвержений. Это непрекращающийся поток претензий, обвинений, обид, ослушаний и гнева за собственное же ослушание, в котором человек ведет себя с Б-гом, как маленький ребенок со всесильным и мудрым отцом. Как ребенок, который знает, что при любых обстоятельствах его будут любить и прощать… И действительно, нельзя делать добро другому, заведомо не прощая его за то, что он, может быть, не оценит его. Но то, что по силам выдержать Б-гу, не по силам вынести человеку, поэтому среди специалистов, работающих честно, так велик процент выгорания, и так трудно им жить.

Где же выход и есть ли он? Надеюсь, я не разочарую вас, если скажу, что у меня нет ответа на этот вопрос? Я знаю лишь то, что «все проходит» и рано или поздно даже самым слепым удается увидеть «образ Бога». После этого они обычно решают, как быть.

А еще говорят, что если вы никогда не видели Бога, это еще не значит, что его нет.

Елена Шубина

www.proftraining.ru

Ваши комментарии: