День не святой любви.

день святого ВалентинаВ прошлом году я, признаться, боялась. Но, кажется, пронесло. Старшая дочь пришла из школы спокойной – день Святого Валентина ее пока не качнул. А вот дочь моей соседки, ту что на год старше моей Дарьи, «скрутило» не по-детски, девочка прорыдала два дня. Хотя, почему не по-детски? Именно, что по-детски, ребенку то всего-навсего 14 лет. И на тебе – уже ждала от симпатичного мальчика «валентинку». Не дождалась… И как объяснить человечку, что все это зря - пустое, глупая традиция, миф.

Вспоминаю свои юные годы. Интересно, почему меня не охватила эта всемирная лихорадка? Ах да, праздник официально появился в России, когда я уже была мужней женой и розовые мишки с сердечками мне полагались, что называется, по окладу. Нужны они мне были? Нужны ли сейчас? К 38 годам стала понимать, что любовь раз в году – забава не для меня. Теперь намного больше ценю неожиданные признания и моменты… Но может быть это временно, может это кризис какой?

Приходит письмо. Девушка жалуется - пять лет встречается с парнем и ни разу ни одной «валентинки». Что делать? Мне кажется, что для начала надо разобраться, так ли уж важны эти формальные признания? И хватает ли иных, не формальных знаков внимания и любви? Если их нет, то какая разница, подарит он тебе открытку 14 февраля, или нет? Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

У моей незамужней подружки – другая проблема. Мужчин вокруг много, с кем провести день влюбленных – непонятно. Хочется с каждым, есть шанс, что будут подарки. Если разобраться, унизительное положение и у то, и у той. Хочется любви – красивой и настоящей, а предлагается суррогат. Сердечко на открытке – подделка, но и усыпанное бриллиантами, без чувств и каких-то основ – тоже, только стоимостью дороже.

Впрочем, люди испокон веков довольствовались подменой чувств на примитивные ритуалы. И даже сама история появления праздника всех влюбленных – фальшивка. Благая попытка препятствовать духовному растлению молодых, которая хоть и была «шита белыми нитками», а смотри-ка ты – удалась! Не знаете об этом? Тогда я вам расскажу.

Официальные ссылки в интернете расскажут, что праздник назван в честь святого Валентина, который жил в итальянском городе в III веке и был казнен 14 февраля 270 г. от Р.Х. Разумеется святым Валентин стал уже после смерти, которая по преданиям была мучительной (к слову, не мучительно тогда казнили редко). То, что день всех влюбленных отмечается не в день рождения, что было бы как-то логичнее, а в день мученической смерти придает празднику какой-то горький налет. Да и доброй памяти мученику тоже не добавляет, потому как ясно же, что вся эта вакханалия с алыми сердечками никакого отношения к нему не имеет.

Кое-где пишут, что Валентин, был предан смерти за то, что тайно венчал влюбленных христиан. В Житие Святых, конечно, ничего подобного нет. Да и откуда оно возьмется, если жизнь Святого датируется третьим веком от Р.Х., а первые свидетельства о возникновении христианского чина бракосочетания, в весьма далекой от современного понимания форме, появляются только в пятом?

До Рождества Христова и еще много веков после, процедура заключения брачного союза состояла из помолвки, где отцу невесты передавалась денежная сумма или дар, и составления брачного договора, где обговаривались детали совместной жизни молодых. Никаких строгих церемоний не было, празднество знаменовало не таинство, а заключения экономического союза двух семей, а символом начала новой жизни служила передача отцом невесты в руки мужа.

При таком положении вещей христианский священник, пусть даже очень праведный и мудрый, не мог сыграть значительную роль в судьбе молодых. Но откуда же тогда берет свое начало легенда о покровителе всех влюбленных?

По всей видимости, тут существует искажение в понимании формулировки «обручение» и «венчание». Единственным обручением, в котором уместны клятвы в верности и любви – было обручение с Богом.

Супружеская верность во все времена были сложным вопросом, о чем без ложного стыда свидетельствует Библия и другие, еще более ранние, источники. Чего стоят страдания ветхозаветного пророка Осии, с такой страстью переживающего распутство жены, что от его откровений и сейчас стынет кровь. «Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: "пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки". (Ос. 2-5). От такой большой беды, от такого позора, отчаявшийся Осия бросается к Богу и получает от того обещания: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2-19-20) Пророк, конечно, согласен... С тех пор, и еще много веков после, слово «обручение» чаще используется в переносном смысле для обозначения постоянства завета с Богом, единственного из союзов, который сулит блага наверняка.

Что же касается святого Валентина, то разные источники связывают его кончину с чудодейственным исцелением больного сына важного чиновника, с последующим обращением того в христианство, что неблагодарный папочка не смог пережить. Другие опускают и эту часть истории, повествуя лишь об очередном факте уничтожения христиан, в числе которых был и святитель Валентин.

И, наверное, единственная причина, по которой святого могли связать с «легкой» любовью, это совпадения сроков его кончины (14 февраля) со странным языческим праздником луперкалии (15 февраля).

Луперкалии древнего Рима - так назывался символический день эротизма в честь богини "лихорадочной" любви Juno Februata и бога Фавна, которого иначе еще называли Луперк, покровителя стад. «Лихорадочная» любовь – по всей видимости – быстрая, страстная, иначе влюбленность, оказывается имела в римском пантеоне своего покровителя.

Легенда гласит, что когда после очередного всплеска детской смертности Риму стало грозить вырождение, Оракул известил, что рождаемость необходимо поднять с помощью обряда телесного наказания – порки. Чему и последовали незамедлительно. Причем, пороли – внимание – в основном женщин (видимо уже тогда заслужили!) А судя по тому, что развлечение просуществовало несколько веков, рекомендация сработала, Рим не вымер и все были довольны.

Сам же ритуал представлял из себя вот что: в святилище, устроенном в пещере на склоне Палатинского холма (одного из семи холмов на котором стоит Рим) и называемом Луперкал, жрецы закалывали козу (животное, которое считали самым приятным на вкус для волка) и собаку (животное, наиболее ненавидимое волком). Затем окровавленные ножи прикладывали ко лбам двух обнаженных юношей, а потом вытирали его шерстью белой козы. Из шкур жертвенных животных нарезали узкие ремни, после чего юноши, подпоясывались ими со связкой остальных ремней, выбегали в чем мать родила из пещеры и начинали бегать вокруг холма, стегая ремнями всех попадавшихся на пути.

Быть избитым ритуальным ремнем считалось почетным, особенно для женщин, потому что сулило помощь в деторождении и обещало много детей. Упоминание о волке появилось в истории не случайно, это животное глубоко почитается жителями Рима, ввиду истории происхождения города.

Наверное, если не вдаваться в подробности первой части ритуала, ранней весной побегать по улицам города от нагого юноши под общее веселье и смех действительно было забавным. История повествует, что в конце концов женщины тоже раздевались догола, а заканчивалось празднество своеобразной лотереей, когда девочки-подростки писали в записках свои имена и помещали их в огромную урну, а каждый желающий мужчина мог ее вытянуть. Девушка, чье имя было написано на записке, становилась сексуальным партнером мужчины на целый год до следующего торжества. То было развлечение простых горожан. Знать, чья кровь не могла быть смешана абы с чьей, не допускали в отношении себя такой небрежности, хотя, поговаривали, что кое кто из правящей верхушки тоже не брезговал пробежаться с ремешком. С развитием христианства праздник неоднократно пытались запретить. Кстати, к чести христиан – довольно гуманно. Так Папа Геласий I предлагал заменить имена девочек в урне на имена христианских святых. По замыслу папы, мужчины и женщины должны были тянуть из коробки записки с именами, и весь год подражать жизненному пути святого, имя которого они вытянули. Не могу себе представить, как на это реагировал народ, но как психотренер отдаю дань блестящей «психопрактике» Его Святейшества. А вы говорите, тренинги изобретение ХХ века!

Примерно в это же время появляется легенда, призванная объяснить, почему Святой Валентин покровительствует влюбленным. Якобы в 269 году от Р.Х. римский император Клаудиус II запретил своим солдатам жениться в течение военной службы, потому что пыл телесный умеряет жажду служения отчизне. Вот этим несчастным и приходил на помощь молодой священник Валентин. Красивая легенда, как я уже сказала, мало похожа на правду. Особенно, если учесть, что солдаты римской армии в принципе редко заключали брачные союзы. Брак во все времена, впрочем, как и теперь, считался привилегией класса имущего, знати. А массовые игрища с сексуальным душком – простолюдинов. Знать оберегала свою кровь от смешения, чернь размножалась. Последних всегда было больше, чем первых, а надо было, чтобы было еще больше. Для этого в ход шли различные разжигающие кровь приемы…

Разглядывая в глянце фотографии роскошных бракосочетаний богатых и знаменитых, и вспоминая слова из репортажа об очередных «Белых ночах»: «в кустах возле Дворцовой скользко от использованных презервативов», хочется воскликнуть – ничего же не изменилось!

Елена Шубина

Ваши комментарии: