Как телесная терапия работает с болезнями?

img-15Традиционная телесная терапия не занимается и не имеет право заниматься лечением болезней. В тоже время, наличие связи между психикой и здоровьем ни для кого не секрет, и ухватившиеся за идею «все болезни от нервов», разочаровавшиеся в классической медицине пациенты сейчас скорее побегут к психологу или экстрасенсу, чем в городскую поликлинику. Можно сколько угодно рассуждать о неразумности такого подхода к здоровью, но он есть. И потому, на мой взгляд, задача клинического психолога, сводится к тому, чтобы, не давая клиенту неправомерных надежд на выздоровление посредством одной лишь психотерапии, и способствуя его обращению к традиционной медицине, насколько это возможно, помочь выявлению причины болезни и принять стратегию изменений условий жизни, которых требует выздоровление.

Телесная терапия предполагает, что здоровье человека определяется четырьмя факторами:

  1. Здоровыми эмоциями.
  2. Соблюдением правил (в широком смысле - режима).
  3. Целенаправленными созидательными действиями (умственным и физическими) приносящим результат.
  4. Духовными развитием, куда входит развитие интуиции, творчества, воспитание человека в чувствах и взаимодействии с миром.

Если один или несколько факторов находятся в критическом состоянии, возникает болезнь. Выявление наиболее слабого звена помогает предвидеть развитие болезни. И наоборот, поставленный диагноз указывает на то, что необходимо делать, чтобы помочь классической медицине справиться с недугом.

Факторы оказывают взаимное влияние друг на друга. Эмоциональная сфера — на сферу действий. Следовательно, страдая болезнями, возникающими по причине эмоционального дисбаланса, человека необходимо мотивировать к действиям, постановке и реализации целей. Также — наоборот, если действия, которые человек вынужденно совершает день ото дня, уже привели его к потерям здоровья, стоит обратить внимание на эмоции и, через осознание подавленной боли, выйти на истинную причину болезни.

Фактор правила завязан на ценностную (иначе духовную, экзистенциальную) сферу человека. Человек тогда только согласен идти на разумные ограничения, когда видит в этом высший смысл для себя и других. И наоборот, потеря смысла, особенно смысла жизни, часто происходит у тех людей, которые так часто нарушали правила, что хаос и разрушение поглотили их жизнь и породили казалось бы фатальную цепочку событий.

Болезни и их причины также распределяются по четырем группам. За одними из них стоит нездоровая эмоциональная среда плюс «слабая» нервная система, которая не позволяет человеку быстро адаптироваться к меняющимся условиями жизни. Эти болезни называют функциональными расстройствами, иначе — неврозами, Классический пример — вегето-сосудистая дистония. Ее причина — нежелание смириться с действительностью, а как нездоровое средство подавление причин болезни – декларация слабости и манипулирование другими. Часто провоцирующим фактором выступает невротизированная родительская семья, а ВСД в подавляющем числе случаев начинает развиваться уже в подростковом возрасте.

Она проходит, стоит признать, что мир и людей не переделать, зато из неприятных обстоятельств вполне можно уйти, став самостоятельным. Целительным является, как ни странно, отчаянное нежелание жить как прежде (нередко, так как жили родители). С годами на место несмирению должно придти понимание обстоятельств и принятие, иначе из одной крайности, человек попадает в другую. Однако как первый шаг, как толчок из эпицентра невроза к здоровью — оно очень кстати. И очень плохо, когда человек так и не находит в себе силы разорвать контакт с довлеющей средой, развести в стороны такие понятия как долг (сыновний, дочерний) и долг перед собой, который можно выразить одним словосочетанием - стать счастливым. Исполнение одного не исключает другого, но многие больные понимают сыновний или дочерний долг как обязанность отказаться от своей жизни, от себя вообще. Точно такую же позицию можно занять и в более поздние годы, по отношению к мужу или ребенку. Во всех случаях следует ожидать нарастания тревожности, потерю адаптационных навыков и потерю радости — как основного фактора, по наличию или отсутствию которого делают вывод об эмоциональном здоровье человека. Работа методами телесной терапии с такими больными сводится к применению техник направленных на принятие себя, право испытывать радость и разъяснение различия между понятиями долг и ответственность.

Вторая группа болезней проистекает из неправильного образа жизни, и ее называют «болезнями порядка». Сюда можно отнести все, начиная от банального ожирения по причине слабой воли, также и нарушение осанки от сидячего малоподвижного образа жизни, но еще и такие серьезные сбои нервной и гормональной системы как бессонница, мигрени, астма.

Нетрудно догадаться, как лечат болезни порядка на психологическом плане. Нужно следовать режиму, соблюдать условия, необходимые для выздоровления, и все рано или поздно войдет в свою колею. Но болезни порядка потому и возникают, что человек, в общем-то, совершенно не расположен к волевым усилиям. В основе может лежать либо психологическая травма, породившая протест, либо инфантильное поведение, развившееся в благоприятных условиях — семье, где для ребенка создавались соответствующие условия.

Травматическое прошлое нужно до-проживать, а к методам успешно справляющимися с задачей, можно отнести методы так называемой трансовой или трансперсональной телесной психотерапии. Учитывая, что болезни порядка стоят в одной параллели с ценностным планом, специалисту следует обратиться к системе ценностей человека. Иными словами, стимулировать клиента к ответу на вопрос: зачем? Зачем нужно вылечиться? Быть другим? Поменять образ жизни? Беречь себя?

Бывает, что причины кажутся как будто бы вывернутыми на изнанку. Женщина с ожирением признается, что не может простить себе... измену мужа. Мужчина с многолетней бессонницей и расстройством нервной системы подвергся насилию в армии, и с тех пор ночь для него сопряжена с болью и стыдом. Люди не виноваты, однако несут на себе страшную боль… ведь быть нежеланным, отвергнутым, оскорбленными для человека с изначально здоровой психикой — страшно и почему-то стыдно. Многие, кто спрятались от людей за ночной образ жизни, отгородились завесой жира, не могут выйти из дома, опасаясь приступа астмы, на самом деле могли бы быть совершенно здоровы, если бы отпустили прошлое и начали следить за собой. Женщине с ожирением помогла всего только одна фраза маленькой дочки: «Мамочка, а давай я буду теперь о папе плакать вместо тебя», чтобы простить себе поражение в браке и обратить внимание на себя, дочь, окружающей мир.

Третья группа болезней — болезни действия — в подавляющем большинстве поражают костную систему, к ним также относятся болезни, возникшие из-за чрезмерной нагрузки, например, заболевания сердечно-сосудистой системы. Также к ним относятся все виды профессиональных болезней, в частности, синдром хронической усталости, синдром хронического стресса, профессиональное выгорание.

При их возникновении следует разбираться, какое действие было неправильным, либо непосильным. Спусковым механизмом для неправильных действий часто выступают эмоции. Так, например, заболевания предстательной железы у мужчин нередко являются прямым следствием дисгармоничной или беспорядочной половой жизни, а глубинной причиной — контроль со стороны матери, а после — жены. Контроль, на который «большой мальчик» обижался, упрямился и бежал «жаловаться» другим «взрослым тетям». Осознание своих инфантильных эмоций и страха перед женской агрессией, помогли одному моему клиенту (43 г., бизнесмен) отказаться от связей на стороне, пройти курс лечения от простатита и пойти на семейную терапию. Но решающее значение оказало все-таки принятие своих чувств, которое до этого отсутствовало.

Другой пример, женщина (34 г, экономист), с прогрессирующим артрозом. Болезнь началась вскоре после смерти родного брата, любимого ребенка строгих родителей. Когда юноша погиб, дочь взвалила на себя непосильный груз ответственности за семью, заняв место брата в кресле управления семейным делом (другого выбора не было — разбитый горем отец не мог руководить, а бизнес требовал безотлагательных решений). Женщина профессионально соответствовала занимаемой должности, а вот распорядиться судьбой планировала иначе — уехать в США, продолжить образование…. Не вышло. Отец постепенно пришел в себя, вернулся к делам. Вроде бы можно уезжать. Но тут проявилась болезнь. Логично предположить, что женщина не хотела уезжать, что семья, боясь потерять еще одного ребенка, «накинула на ноги путы». Но часто, причиной болезней действия выступают скрытые эмоции. В ходе телесной психотерапии девушка смогла признать наличие ревности к брату, на смену которому пришли амбивалентные чувства ликования и горя, вины, в связи с дальнейшим ходом событий. Пока женщину разрывал внутренний конфликт, ноги не могли сдвинуться с места. Я побудила ее к разговору с родными, каждый сказал нужные слова о любви и гордости друг за друга. Вместе они навестили квартиру брата, разобрали бумаги и файлы, собрали архив. Боли в ногах начали отступать. Насколько я знаю, недавно женщина улетела жить за границу.

Потеря фактора ценностей приводит к болезням-саморазрушениям. Порой мы не можем найти логического объяснения их появлению и тогда на помощь могут придти другие науки. Изучая богословие, я натолкнулась на любопытное обоснование истинной причины алкоголизм. В истории человечества всегда было вино, не случайно традиции виноделия и застолья относят к одним из самых высоких и красивых. Почему же на этом фоне существует такое неприятное явление как алкоголизм? По библейским легендам, вино было дано людям в дар за переносимые страдания и лишения, как знак любви Всевышнего к человеку, к которому допускается прибегнуть в минуты печали или, напротив, в час особой радости, празднования победы. Тот, кто следовал данному завету и не злоупотреблял вином (то есть любовью Бога), получал вместе с его глотком воодушевление и бодрость (не будем забывать, что вино еще и мощный источник витаминов и минералов). Но были и те, кто в силу своей гордыни, алчности, зависти, злобы, считали себя обделенными любовью Бога. Тогда они начинали пить вино жадно и помногу, а в результате теряли разум, становились посмешищем для других, пропивали все до последнего гроша и умирали, так и не удостоившись особой любви Всевышнего.

Иными словами, алкоголизмом и поныне караются те люди и те рода, что живут в глубокой претензии к Богу, считая себя непризнанными и посему имеющими право на самооправдание, лень, обвинение других. Поговорите с любым алкоголиком — и вы услышите, что его речи полны претензий, у него всегда виноваты другие — правительство, родители, члены семьи, время, кто угодно, только не он сам. Бога они тоже часто отвергают, зато порой вызывают на спор, обещая бросить пить, если он, Бог, явится им и на деле докажет свое существование.

По убеждению классической медицины, алкоголизм не лечится, но это означает лишь то, что современная медицина не располагает средствами для оздоровления алкоголиков, единственным условием которого является духовный рост и раскаяние в гордыне. Зато церковь прекрасно справляется с этой задачей, поэтому на сегодняшний день есть немало храмов и монастырей, при которых существуют приюты для алкоголиков и наркоманов. Это действительно хороший выход, когда ведет мучительное сосуществование рядом со спившемся человеком. С другой стороны, следуя вышесказанному, мы можем помочь своим близким, если частично возьмем на себя миссию Бога — будем любить их, убеждая, что любовь есть, за нее не надо платить и не надо поглощать ее в больших количествах, потому что источник ее неиссякаем. Но это сложная задача, недаром близких алкоголиков считают созависимыми. Созависимые требуют от больных доказать, что они достойны любви — то есть, бросили пить, «взять себя в руки», начать работать и за это их снова полюбят. Но это невозможно. Помните, человек убежден, что обделен более, чем другие, а его душа пока не доросла до осознания, что любовь нельзя ни вымолить, ни заслужить. Можно вымолить жалость, заслужить уважение, а любовь либо есть, либо нет.

Аналогичные механизмы работают и в отношении других вредных привычек и болезней, с той лишь разницей, что многие из них не имеют за собой такой богатой (библейской) истории и вообще стали порождением прошедшего века. Я говорю о наркомании, игромании и прочих маниях, которых сейчас в избытке. Они заслуживают отдельного разговора, поэтому перейдем к последней группе болезней — системных.

Бывают болезни системные, или причинно-следственные. В их основе, как правило, лежит глубинное болезненное искажение мировоззрения и задач не самого человека, а его рода. К таким заболеваниям можно отнести все трудноизлечимые болезни неясной этиологии, которые, впрочем, не препятствуют полноценной жизни больного, однако могут причинять некоторое количество неудобств и становятся своего рода клеймом или напоминанием о том, что в твоем ценностном мире что-то не так.

К таким заболеваниям можно отнести псориаз.

Больным системными заболеваниями следует задаться вопросом, в какой момент времени судьба предков пошла казалось бы не по предназначенному Богом пути. Ответ, как правило, лежит на поверхности.

Бабка одной моей клиентки, нарушив родительскую волю и данное жениху слово, сбежала накануне свадьбы с цыганом. Цыган ее в результате бросил, родилась девочка, мать моей клиентки, которая в свою очередь тоже пошла поперек воли матери и родила мою клиентку от случайного человека. Теперь уже правнучка той самой беглянки, четырнадцатилетняя девушка-подросток, бунтовала как могла и при случае уносила ноги из родного дома. Пронзительное чувство свободы, нетерпимость к устоям и одновременно тяга к семье, теплу, отчему крову разрывали души четырех поколений женщин. Раздутая до пределов гордость не позволяла принять позицию другого, вот за гордость-то (а иначе — гордыню) природа и отметила каждую некрасивыми, словно следы от веревок, рубцами. Когда моя клиентка осознала причину своей болезни, в ее жизнь неожиданно вернулся отец девочки и высказал желание принять участие в воспитании дочки. Еще одно испытание… женщина была готова закрыть перед ним дверь, но вспомнила, как бабка рассказывала, что однажды попыталась вернуться в отчий дом с раскаянием и была выгнана вон. Женщина поняла, что жизнь дает ей шанс исправить положение и позволила мужчине остаться. Девочка-подросток на удивление легко приняла отца, ее поведение изменилось к лучшему. А псориаз моей клиентки стал постепенно бледнеть. Видимо, этот род проходил испытание свободой, гордыней и эгоизмом.

Сделать шаг, отличный от привычных схем, — вот то, что обычно требуется, чтобы справится с болезнью и продолжить свой путь, опираясь не на принуждение обстоятельств, а на свободу выбора.

Елена Шубина

Еще статьи по теме:

Что же такое "ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ"?

О методах телесной терапии. Исторический и методологический обзор. Плюс частный взгляд на тему.

Человек, потерявший свое тело

О целесообразности изучения методов Телесной Wellness-терапии специалистами «помогающих» профессий (клиническими психологами, специалистами в области реабилитологии, оздоровления , фитнес-индустрии и т.д)

Эстетика воздуха. Немного о телесной терапии.

Что такое динамическая телесная терапия?

Телесная терапия или wellness-коучинг?

Ваши комментарии: